Материально — техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

1. Здания и помещения

Учебно-воспитательный процесс МБУ ДО ДТ «Вектор» проходит в следующих помещениях:

ул. Юбилейная, 39 (990,1)

ул.Емельяновская,1 (2281,9)

ул. Емельяновская,1 корпус 1 (393,4)

Общее количество оборудованных помещений для проведения занятий – 45

В том числе:

Музеи – 2

Оборудованных помещений для занятий техническим творчеством – 2

В том числе оборудованных компьютерных классов – 2

Оборудованных помещений для занятий естественнонаучной и социально – педагогической направленности – 6

Оборудованных помещений для музыкальных занятий –3

Оборудованных помещений для занятий хореографией – 1

Оборудованных концертных залов – 2

Оборудованных помещений для проведения спортивных занятий – 1

Оборудованных помещений для проведения занятий туристической направленности — 1

2. Материально-технические средства

МБУ ДО Д Т «Вектор» располагает следующими техническими средствами:

38 ед. компьютерной техники, с установленным официальным программным обеспечением, необходимым для обучения воспитанников Дом творчества в современной информационной среде;

6 ед. копировальной техники, в том числе 9 ед. МФУ, позволяющих выпускать наглядные материалы и пособия собственными силами;

5 ед. телевизоров и мониторов, расположенных в кабинетах, а также установленных в холле на первом этаже для отображения важной информации и трансляции соревнований, церемоний награждений, видео уроков;

4 ед. проекторов и 2 интерактивных доски, установленных в учебных классах.

Основной формой работы с обучающимися являются занятия в объединениях по интересам – объединения. Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом учебных планов и образовательных программ. Материально-техническая база учреждения соответствует содержанию образования: в наличии учебные, наглядные и методические пособия, электронные и аудиовизуальные ресурсы, для проведения практических занятий.

Для тиражирования учебных материалов имеется печатная и копировальная техника.

Для организации обучения в компьютерном классе установлены компьютеры с локальной сетью.

Для проведения массовых мероприятий (в том числе выездных) имеется акустические системы.

Для проведения занятий по робототехнике имеется учебно-лабораторная платформа, демонстрационные модули, пакет программного обеспечения, тренажеры.

В музеях учреждения собраны экспонаты по направлениям деятельности.

Для проведения экспедиций, походов и слётов используется туристическое оборудование.

3. Сведения об условиях питания

Организация централизованного питания не осуществляется

4. Сведения об условиях охраны здоровья учащихся

В целях развития и совершенствования здоровьесберегающей деятельности педагогический коллектив учреждения работает по следующим направлениям:

Учебно-воспитательная работа:

создание экологически комфортной образовательной среды;

соблюдение режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся;

составление расписания в соответствии с требованиями СанПиН;

создание условий для развития индивидуальных способностей;

контроль за безопасным использованием технических средств обучения;

контроль пропусков занятий;

организация перерывов во время учебного процесса.

Диагностическая работа:

осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки (дневной, недельной, годовой);

проведение оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся.

Информационно-просветительская работа:

использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни;

обучение здоровому образу жизни: беседы по вопросам гигиены, профилактики наркомании, табакокурения, алкоголизма или другим актуальным проблемам;

профилактика травматизма;

профилактика ДТП;

использование наглядной агитации и воспитание учащихся личным примером (использование норм профессиональной этики педагогических работников, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек).

Профилактическая работа:

сохранение и укрепление здоровья учащихся;

мониторинг санитарного состояния учебных помещений (отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение);

контроль за техническим состоянием электрооборудования, соблюдением правил его эксплуатации;

контроль за состоянием рабочей мебели (столы, стулья, классные доски, шкафы), а также соответствием ее возрастным характеристикам;

контроль за недопустимостью использования вредных для здоровья строительных материалов и красок в процессе ремонта учебных помещений;

оснащение необходимым сантехническим и гигиентическим оборудованием туалетов и душевых;

педагогический коллектив проходит периодический медицинский осмотр (1 раз в год);

выполнение санитарных норм по освещённости помещений.

5. Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

Большую роль в МБУ ДО ДТ «Вектор» играет современная информационная инфраструктура. Большая часть педагогов обеспечена автоматизированным рабочим местом, включающим персональный компьютер или ноутбук и печатающим устройством. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям осуществляется по договору с ООО «ГудЛайн». Все компьютеры оснащены системой контентной фильтрации, предоставляемой компанией «Яндекс». Так же контентная фильтрация осуществляется на уровне провайдероав услуг Интрент.

Информационная база учреждения оснащена:

Локальная сеть, обьъединяющая все структурные подразделения построенная по VPN с выходом в интернет;

системой дистанционного обучения на базе Google E-Learning;

корпоративной электронной почтой;

официальный сайт учреждения domvektor.ru;

группы в социальных сетях;

Информационная безопасность и защита персональных данных осуществляется пакетом Kaspersky Endpoint Security (Сертификат ФСТЭК).

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ учащихся:

Министерство образования и науки Российской Федерации http://минобрнауки.рф/;

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/;

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru/;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/;

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Федеральный центр электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/

Медиатека образовательных ресурсов http://store.temocenter.ru/

6. Инклюзивное и специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в МБУ ДО ДТ «Вектор»

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее — детей с ОВЗ) и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, воспитания, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование в МБУ ДО ДТ «Вектор» рассматривается как одна из важнейших задач.

В Доме творчества разработана реализуется районная целевая программа «Надежда».  Для детей с ОВЗ и детей – инвалидов создан центр «Белый цветок», в котором реализуются более 10 программ, куда без ограничения зачисляются учащиеся по следующим направленностям: художественная, социально-педагогическая, техническая, туристско-краеведческая, физкультурно-спортивная. При зачислении с детско-юношеские объединения физкультурно-спортивной направленности и в хореографические и цирковые коллективы необходимо предъявления медицинской справки о возможностях здоровья для занятия в указанных объединениях. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в Доме творчества «Вектор» обеспечивает центр «Белый цветок»», который осуществляет образовательную деятельность по адаптированным дополнительным программам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей: «Мастер», «Развивай-ка», «Умелые ручки», «Школа Монтессори» и т.д.

В 2018 — 2019 учебном году студиях и объединениях Дома творчества занималось более 80 учащихся с ОВЗ, в том числе дети с нарушениями слуха, зрения, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического и умственного развития.

Центром «Белый цветок» широко используется инклюзивное обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося и, следовательно, обучение организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. Инклюзивное образование делает акцент на персонализации процесса обучения. В МБУ ДО ДТ «Вектор» реализуются мероприятия дистанционного обучения детей-инвалидов, в том числе мастер-классы, творческие гостиные, вебинары. В целях создания условий участникам образовательного процесса для реализации дистанционного обучения педагогами планомерно и систематически ведется работа по поддержке и развитию электронной информационно-образовательной среды на портале дистанционного обучения, на котором размещены информационные и методические материалы, образовательные ресурсы, ссылки на образовательные ресурсы, находящиеся в свободном доступе в сети Интернет, что позволяет обеспечить освоение и реализацию дополнительных общеобразовательных программ.

В МБУ ДО ДТ «Вектор» имеется опыт работы в рамках сетевого взаимодействия на договорной основе с близлежащими образовательными организациями, в которых обучаются дети с ОВЗ и дети – инвалиды  и на базе которых проводятся занятия педагогами дома творчества.

Во всех студиях и объединениях ведется работа по социально-психологической профилактики, проводятся мероприятия, направленные на профилактику неблагополучного поведения в детско-подростковой среде в условиях образовательного процесса, предупреждение явлений дезадаптации учащихся, фактов асоциального поведения, разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития, пропаганда здорового образа жизни.

Ежегодно для детей с ОВЗ проводятся фестивали, конкурсы, соревнования для детей с ограниченными возможностями главными задачами которых являются: выявление одаренных, талантливых детей; помощь в определении перспективы их дальнейшего развития; способствование стремлению детей с ОВЗ и инвалидностью к сплочению в коллективе, укреплению взаимопонимания, повышению и укреплению авторитета среди сверстников.

Для реализации указанной задачи в государственной программе «Доступная среда» в МБУ ДО ДТ «Вектор» намечен перспективный план по улучшению условий для детей с ОВЗ и детей — инвалидов:

— установлены визуальные информационные знаки,

— приобретено специализированное оборудование для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата,

— оборудованы  кабинеты для занятий логопедии,

— оборудован «Монтессори класс».

Для осуществления деятельности, направленной на оказание помощи родителям в решении вопросов, связанных с ранним развитием ребенка, коррекционными и оздоровительными занятиями в центре «Белый цветок» разработана программа «Мамина школа» (руководитель Лобищева Е.И.). В рамках реализации данной программы активно осуществляется и проводится консультативная деятельность, занятия для родителей (законными представителями) учащихся по освоению методов развития психической сферы ребенка, физического развития.  Разработаны методические материалы для родителей, направленные на социально – психологическую и педагогическую семейную поддержку детей.

Таким образом, в МБУ ДО ДТ «Вектор» создаются необходимые условия для полноценного образования и развития детей с ОВЗ и инвалидностью.

Возможности получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в следующих нормативно-правовых актах федерального уровня:

  • Конституция РФ
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, ст.2);
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2017 № 26);
  • Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г.;
  • Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
  • Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов, объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказание им при этом необходимой помощи»

Нормативно-правовые акты регионального уровня:

  • Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.05.2016 г. № 196 «Об утверждении комплексной программы «Доступная среда в Кемеровской области» на 2016 – 2018 годы»;
  • Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 8 ноября 2013 г. № 480 «Об утверждении порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательных организаций и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» (в ред. Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.10.2014 3 4130.
  • Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.08.2010г. № 338 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 09.06.2005 № 54 «О мерах по реализации Закона Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов».